Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Допечатная подготовка: руководство для заказчика

02/03/2005   Елена Воробьева, Журнал "Печатный Бизнес"

Вряд ли найдется сейчас хоть одно предприятие, которое не нуждается в услугах типографии. Визитки, буклеты, приглашения, каталоги - вся полиграфическая представительская продукция становится частью повседневной деловой жизни. Конечно, хорошо, когда за выполнение полиграфического заказа берутся специалисты и контролируют этот процесс с начала до конца, торжественно выдавая вам в результате отлично сделанный буклет. Однако зачастую "рулить процессом" приходится самостоятельно. Поэтому знать основные этапы подготовки полиграфического изделия к печати небесполезно. В этом материале мы обозначим самые крупные "подводные камни", которые могут встретиться вам на пути. Как их обойти, советуют специалисты.

К дизайнеру

Дизайнеры - люди с фантазией и, безусловно, могут очень многое. Но не все. Поэтому идти к дизайнеру за воплощением своих крылатых идей следует, максимально точно представляя себе это самое воплощение. Коллективный страх всех без исключения дизайнеров - заказчик, который приходит и, мечтательно закатывая глаза к небу, говорит: "А сочините мне что-нибудь этакое…". Потом оказывается, что "этакое" ему категорически не подходит. И даже второй вариант. И третий. И шестой…

Елена Киселева, дизайнер издательского дома "Предприниматель":

- Это как поход в парикмахерскую. Если вы хотите получить нужный результат, объясните мастеру как можно подробнее, что вам надо. Также распространено желание уместить миллион фотографий в маленьком буклете, особенно среди производителей или продавцов какой-либо продукции, которым хочется эту продукцию представить как можно полнее. Каждый раз приходится объяснять, что одно изображение одного кресла на странице буклета может смотреться куда эффектнее, чем десять микроскопических.

Другая распространенная позиция заказчика, приводящая к недоразумениям - это незнание того, что картинка картинке рознь. Некоторые заказчики на вопрос об иллюстрациях с ясными глазами говорят: "А возьмите из Интернета, там много". А потом обижаются, что изображение получилось каким-то невразумительным. Или приносят фотографии, отсканированные самостоятельно, на офисном сканере и с удивлением смотрят на то, как у дизайнера поднимаются дыбом волосы.

Фотовывод

Услуги фотовывода в области предлагают почти все крупные типографии. Свои фотовыводы есть у многих издательств. Фотовывод издательского дома "Абак-пресс" функционирует с 1997 года и удовлетворяет в основном внутренние нужды издательства, не отказываясь, впрочем, и от сторонних заказов. "Пре-Пресс Центр" вошел в состав издательства "У-Фактория" осенью 2003 года, с тем, чтобы расширить возможности издательства и сделать прохождение заказа более быстрым и удобным.

Известный в городе фотовывод Издательства УрГУ в связи с большим количеством внешних заказов выделился в отдельное предприятие "Пре-Пресс бюро "Мега-РИФ". Пока это единственное в Екатеринбурге предприятие, оказывающее комплексные услуги по препрессу и ориентированное на внешний городской и региональный рынок.

Фотовывод - это процесс изготовления цветоделенных фотоформ, а также компоновки и монтажа всех элементов полосы/печатного листа, используемых для изготовления печатных форм. Кажется, что никаких принципиальных различий на разных фотовыводах нет. Однако, кроме квалификации операторов, фотовыводы различаются оборудованием. Кроме того, используются разные пленки и разные химические реактивы. Впрочем, по словам Натальи Ельчищевой, заместителя директора Пре-Пресс бюро "Мега-РИФ", главное - это правильно откалиброванный аппарат. В этом случае можно выводить на любых пленках и с любыми реактивами.
В нескольких фотовыводах города делают панчи - специальную вырубку на пленке. Тогда нет необходимости в длительном ручном монтаже, что экономит время. Данная технология оправдывает себя на машинах большого формата, таких, как SM-102.

Cветлана Худоногова, начальник отдела фотовывода Издательства "У-Фактория":

- Правильный выбор фотовывода может помочь вам во многом. Прежде всего надо обратить внимание на то, как специалисты фотовывода работают с типографиями и насколько они знают их печатное оборудование и технические требования. От этого зависит многое.

Проблемы на фотовыводе: кто виноват?

Именно на фотовыводе выявляются "косяки", способные при печати превратить шедевр дизайнерского искусства в плохо раскрашенную бумажку. Конечно, знание приходит с опытом, но иметь сведения о самых частых ошибках, допускаемых заказчиком при изготовлении файла, было бы небесполезно.

Алексей Гончаров, оператор фотовывода Пре-Пресс бюро "Мега-РИФ":

- Наиболее часто встречающаяся ошибка, которую допускают заказчики, приносящие к нам файл: забывают переводить цветовую модель RGB в CMYK. Или не обращают внимания, что мелкий текст должен быть в черном цвете, иначе он "поплывет". Или делают файл со множеством визуальных эффектов, переводят его в pdf и со спокойной душой отправляют на фотовывод, а в Postcript эти эффекты не получаются. Вообще, я считаю, что в штате предприятия должен быть отдельный человек, который занимается исключительно тем, что "доводит файл до ума". Если такового не имеется, тогда лучше обратиться к специалистам.

Юрий Дорошин, оператор фотовывода "Абак-пресс":

- О том, как предупредить "косяки" в файле, готовящемся к печати, можно говорить без остановки дня три. Потому что их разнообразие бесконечно. Тут проблема в другом. Оператор фотовывода должен работать в тесной связке с дизайнером, который готовил файл. Только в этом случае возможен хороший результат. Именно этим и хороши внутренние фотовыводы, что они позволяют в случае каких-то неполадок вызвать дизайнера из соседней комнаты и прояснить ситуацию, и не надо каждый раз с вытаращенными глазами бежать к телефону, чтобы узнавать у заказчика, что они там в файле натворили и что с этим делать

Внутренний или отдельный?

И внутренние, и самостоятельные фотовыводы имеют свои преимущества.

Наталья Бочкарева, арт-директор журнала "Деловой квартал":

- Когда наш журнал переходил с черно-белой печати на полноцвет, оказалось очень удобно, что пленки выводятся на нашем фотовыводе, т.к. поначалу возникало много проблем: часть - по вине дизайнеров (например, заливка в рекламном модуле RGB или фотография плохого качества, с повреждением слоев), часть - фотовывода (однажды тираж вышел с преобладанием мадженты или одну страницу в номере поставили дважды). Сейчас такого не происходит, т.к. мы наладили очень четкое взаимодействие: дизайнер - оператор фотовывода - корректор пленок - типография. То есть дизайнер готовит файлы к печати, и если есть какие-то вопросы по печати, обращается к оператору фотовывода. Оператор фотовывода, если при монтаже обнаруживает какие-либо ошибки (например, Black поделен на 4 цвета в тексте), обязательно сообщает о них дизайнеру, и тот их исправляет. Корректор при проверке пленок сверяет их с цветными распечатками и если есть какие-то расхождения, также связывается с дизайнером или оператором фотовывода. Это очень простой путь, но он позволяет выявить и ликвидировать ошибки до печати в типографии и к тому же мы можем понять - на каком этапе ошибки случаются чаще и принять меры для их устранения.

С другой стороны, фотовыводы в составе типографий и издательств больше ориентированы на выполнение заказов "своих" клиентов, то есть тех, кто будет там же печататься или издаваться. Что делать тем, кто выбрал какую-то другую типографию? Обращаться на отдельный фотовывод.

Наталья Ельчищева, заместитель директора Пре-пресс бюро "Мега-РИФ":

- Мы плотно работаем с технологами большинства типографий. Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке пленок для той или иной типографии: их технические требования нам хорошо известны, контакты налажены. Кроме того, наш фотовывод в будние дни работает круглосуточно. В этом есть реальная потребность: иногда ситуация , когда пленки не выведены вовремя, приводит к тому, что тираж уже не нужен.

Проверка пленок

Проверка пленок обычно проводится специалистами на фотовыводе, однако заказчику всегда полезно знать некоторые моменты, касающиеся фотоформ. Хотя бы для того, чтобы знать, о чем толкует ему контролер ОТК на фотовыводе. Самые общие и очевидные вещи: наличие и расположение текста в соответствии с распечаткой, наличие и совмещение на всех платах приводных крестов, наличие обрезных меток, контрольно-измерительных шкал. Пленки должны быть без пятен, полос и заломов! Одни специалисты фотовывода замечают, что тут нельзя быть слишком категоричным. К примеру, технологические пятна синего цвета, образующиеся от холодной воды, не несут никакой опасности, поскольку синий цвет не копируется на пластины при засветке пленок. Другие говорят, что пленки - дело святое, и не дают на них упасть даже пылинке.

Цветокоррекция

Как это ни удивительно, в природе еще существуют заказчики полиграфической продукции, которые считают, что цветокоррекция - это роскошь. Отнюдь не роскошь, утверждают заказчики поопытнее. Они-то уже знают, каким образом лицо кандидата на предвыборной листовке приобретает неожиданный синюшный оттенок, и как этого конфуза можно избежать.

Юрий Дорошин, оператор фотовывода "Абак-пресс":

- Это уже хрестоматийная ошибка - многие считают, что из печати изображение выйдет точно таким, каким вы видите его на экране монитора. Такого не бывает. Даже откалиброванные профессиональные мониторы не в состоянии воспроизвести тиражный цвет. Вообще, цветокоррекция - довольно относительное понятие, потому что одному может показаться наиболее приемлемым один тон, другому - другой. И если вы выпускаете каталог сельскохозяйственной техники, то цветокоррекция может и не иметь для вас решающего значения. Но вот если вы выпускаете журнал по пластической хирургии, цветокорректор вам просто необходим.

Сергей Панычев, цветокорректор Пре-пресс бюро "Мега-РИФ":

- Я бы сказал, что цветокоррекция нужна всем, кто заботится о том, чтобы полиграфическая продукция вызывала доверие. На самом деле, часто хорошую статью могут не прочитать, потому что фотографии, ее оформляющие, диссонируют друг с другом. Этот диссонанс на подсознательном уровне вызывает у человека раздражение. Критерием хорошей цветокоррекции можно считать тот вариант, при котором ничто не мешает восприятию самого изображения и полосы (или печатного листа) в целом. То есть все изображения гармонично сочетаются друг с другом, нет разнобоя.

Довольно распространено мнение, что цветокоррекцию может произвести и дизайнер, который изготавливает макет. Однако для профессиональной цветокоррекции требуется большой опыт работы и профессионально оборудованное место. Как минимум, специальный монитор и планшет для ретуширования. В "Мега-РИФ" пошли дальше и оборудовали отдельное помещение со специальным освещением для цифровой фотосъемки, с тем, чтобы изображение сразу шло на экран компьютера и заказчик сразу имел возможность выбрать нужное.

Цветопроба

Многие фотовыводы, кроме цветокоррекции, предлагают еще и цветопробу. Для справки: распечатка с лазерного или струйного принтера - это далеко не идеальная цветопроба. Из печати может выйти совсем не то, что вы видите на картинке. Идеальная цветопроба - это оттиск с пробопечатного станка, однако таким оборудованием могут похвастаться далеко не все полиграфические предприятия региона. Так называемую мокрую контактную цветопробу с пленок в городе делает только фотовывод "Абак-пресс". Чаще встречается цифровая цветопроба с файла.

Юрий Дорошин, оператор фотовывода "Абак-пресс":

- Аналоговая цветопроба с пленок - это хоть какая-то гарантия получения нужного вам цвета. Во всяком случае, печатник сможет ориентироваться на эталон, и сможет передать нюансы цвета. А нюансы в отдельных случаях бывают суперважны. Скажем, при изготовлении элитной упаковки или большого тиража журналов, которые будут распространяться по всей России. Когда качество полиграфии для заказчика значимо, он не экономит на цветопробе.

Стоимость такой услуги может быть существенна при изготовлении небольшого тиража буклетов и практически "растворяется" в миллионных тиражах. Цветопроба с пленок формата А3 стоит около 60 долларов, цифровая - около 30 долларов.

Светлана Худоногова, начальник отдела фотовывода издательства "У-Фактория":

- У нас на фотовыводе стоит Iris Realist 5015, на нем мы делаем цифровую цветопробу с 98-процентной гарантией попадания в цвет. Поскольку мы работаем на российский рынок, то делаем обязательную цветопробу на полноцветные издания и обложки книг.

Напоследок

Допечатная подготовка - очень важный этап в процессе изготовления любого полиграфического изделия. Каким бы волшебником ни был печатник, он не сможет отпечатать тираж "на отлично", если вы недостаточно внимательно отнеслись к стадии препресса. Отнестись внимательно - это не значит с головой вникать во все тонкости допечатного процесса. Это значит знать основные "подводные камни" этого процесса, а главное - найти для выполнения своего заказа таких специалистов, с которыми никакие "подводные камни" не страшны.

Подготовила Елена Воробьева.

Журнал "Печатный Бизнес"

Перепечатка и публикация материалов журнала "Печатный Бизнес" с портала RUPRINT.RU - строго запрещена.


 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.