Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться |
![]() |
![]() |
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте! |
|
|||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Рубрикатор
статей
|
Качество флексографской печати: роль формы и краски15/08/2003 / Д. Токманцев, технический специалист "ЯМ Интернешнл"
Часто при печати высококачественной продукции флексографским способом возникают технологические проблемы, связанные, например, с проработкой мелких деталей, выворотных элементов небольшого размера, а также с потерей контраста изображения в процессе печати тиража и невозможностью достижения насыщенных изображений. Зачастую эти проблемы определяются свойствами формного материала и краски, расходных материалов, которые играют одну из основных ролей в достижении качества печатного оттиска. Несмотря на то, что в мире все большее распространение получает цифровой способ изготовления форм (СtР), в России по-прежнему доминирует традиционный аналоговый способ изготовления форм с применением негативов на сольвентовымывных пластинах. Воспроизведение мелких элементовВоспроизведение каких-либо элементов на оттиске зависит не только от характеристик печатного оборудования и анилоксовых валов, но и, в первую очередь, от формного материала. Пластины разных марок имеют разные свойства. Например, формные пластины фирмы MacDermid марки Flexlight EPIC позволяют без проблем воспроизводить изображение с разрешением 60 лин/см с интервалом тоновых градаций от 2 до 98%, линии толщиной 0,051 мм и отдельно стоящие точки диаметром 0,076 мм. Эти характеристики можно использовать при выполнении дизайна и допечатной подготовки оригинала. Негативы на глянцевой фотопленкеИзвестно, что для правильного воспроизведения изображений, особенно растровых с линиатурой свыше 48 лин/см, необходимы «матовые» негативы (на фотопленке с матированной эмульсионной стороной). Однако все репроцентры, как правило, работают для офсетной печати и используют более дешевые глянцевые фотопленки. Даже при наличии собственного фотовыводного оборудования вывод матовых пленок является проблематичным, так как эти пленки относительно дорогостоящие и требуют значительных коррекций в режимах обработки и при составлении рецептур проявляющих растворов. При экспонировании через глянцевый негатив не возможен идеальный контакт фотоформы и фотополимерного слоя обычных пластин. Из-за неполного контакта на форме появляются пятна или воспроизводятся особо мелкие элементы и тонкие растровые точки. В такой ситуации не поможет ни идеальная вакуумная пленка, ни вакуумный насос. Выходом может быть опять же только сама фотополимерная пластина, а точнее — ее фотополимерный слой. В случае пластины Flexlight EPIC поверхность фотополимерного слоя является оптически матовой, за счет чего даже при работе с глянцевым негативом достигается максимально плотный контакт и возможно воспроизведение с него высоколиниатурных работ со сложными тоновыми переходами. Все остальные фотополимерные сольвентовымывные пластины, представленные на рынке, имеют глянцевую поверхность фотополимерных слоев. Растискивание
Но даже при компенсации растискивания полностью избежать его невозможно. Дело в том, что растровая точка, особенно на традиционных аналоговых формах, из-за светорассеяния имеет сечение в виде трапеции. В процессе печати происходит истирание точки (рис.1). В результате этого площадь поверхности точки увеличивается и в итоге — растискивание возрастает, а общий контраст изображения падает. Немаловажно и то, что у первого оттиска характеристики изображения будут одни, а у последнего — другие, и различаться они будут, прежде всего, по контрасту. Исключить это практически невозможно. Какие-либо технологические новшества, например, использование липкой ленты, гильз с компрессионным слоем или же совершенных печатных машин, решить эту проблему не могут. Решение может быть только в свойствах печатных форм.
Благодаря этим свойствам полимера размер точки, который задан при экспонировании формы (на негативе), практически не меняется в процессе печати тиража. Воспроизведение растровых и выворотных элементов
Выходом может служить маскирование, когда после определенного времени экспонирования изображение с вывороткой закрывают непрозрачным для УФ-излучения материалом. Но это неудобно, и в случае полной загрузки формного участка велика вероятность того, что оператор просто забудет это сделать. Другим выходом может служить раздельный вывод плашечных и растровых элементов на различные негативы и, соответственно, печатные формы. Но это возможно только при наличии большого числа секций на печатной машине и ведет к излишнему расходу фотопленки, формного и красочного материала, а также к снижению производительности и повышению себестоимости продукции.
Плашечные элементыКак получить насыщенные плашечные изображения на оттиске, если на форме имеются и растровые элементы? Можно увеличить давление в зоне печати, но при этом будет наблюдаться «перетискивание» (очень высокое растискивание) растровых элементов, а тонкие выворотные элементы могут затекать и не воспроизводиться.
Краски формы Van Son, как на водной, так и на спиртовой основе, содержат от 30 до 40% пигмента. Соответственно, сама величина частицы пигмента не превышает 2–4 мкм, что позволяет работать даже с высоколиниатурными анилоксовыми валами (500 лин/см и выше). За счет этого красочный слой даже при минимальной толщине яркий и насыщенный. Проблемы, связанные с потребительскими свойствами оттиска (истиранием, откалыванием и т. д.), чаще всего решаются путем применения красок со специальными прочностными свойствами. Отметим, что краска Van Son имеет высокие показатели на истирание и устойчивость к различным воздействиям (в том числе и к свету). Мы рассмотрели далеко не все возможные дефекты, встречающиеся в производстве качественной упаковки и этикетки. Однако описанные пути решения этих проблем помогут не только оптимизировать флексографский процесс в целом, но и предотвратить появление новых видов брака. Все вышеописанное может быть отнесено и к печати на гофрокартоне и других неравномерных толстослойных материалах, но здесь, правда, есть свои особенности. Статья опубликована в № 5 журнала "Флексо Плюс" за 2002 г. Источник: www.yam.ruВсего страниц:
1
|
Статьи полиграфии
|