Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться |
![]() |
![]() |
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте! |
|
|||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Рубрикатор
статей
|
Северо-Запад: ставка на упаковку26/02/2006 / Ольга Менахина
Стабильные темпы роста, демонстрируемые все последние годы полиграфией, никогда не препарировались на предмет регионального распределения. В противном случае Северо-Запад (без учета Санкт-Петербурга) выглядел бы довольно бледно. В лучшем случае здесь можно говорить о единицах процентов роста объемов продаж полиграфических услуг. Самая же распространенная характеристика ситуации в регионе – стагнация.
Естественно, что полиграфия как обслуживающая отрасль индустрии развивается только там, где есть что обслуживать. С этой точки зрения структура промышленности региона для полиграфии невыгодна. Север богат и живет за счет леса и других природных ресурсов, но чаще всего это продажа за рубеж сырья, не требующая ни упаковки, ни этикетки, ни больших тиражей качественной рекламной продукции. Да, безусловно, раз в год элита сырьевого северного бизнеса загружает местные типографии сувениркой и календарями, а чуть позже – годовыми отчетами. Но и в этом случае региональным полиграфистам достаются отнюдь не 100% выделяемых на полиграфию средств – сделать по-настоящему высококачественный полиграфический продукт до последнего времени в регионе было негде. По сути, только в этом году на Северо-Западе появились современные печатные машины – Komori в Перозаводске и в Архангельске, Roland в Северодвинске, Polly в Сыктывкаре и Heidelberg в Вологде и Архангельске. Послепечатная база региональных типографий и по сей день остается откровенно слабой. Помимо сырья здесь традиционно было много оборонки (особенно в Великом Новгороде), которая только-только становится потенциально интересным партнером для полиграфистов, и – пищевая промышленность. Казалось бы – это то, что нужно. Ведь именно за счет пищевки бурно развивается полиграфия Поволжья и Юга России. Однако если в упомянутых регионах работают предприятия российского масштаба, ставшие частью мировых концернов, то на Северо-Западе таких пока – единицы, и те сконцентрированы вокруг Петербурга и опускаться на уровень качества ниже «Полиграфоформления» не хотят. Небольшие компании регионального масштаба – основные клиенты местных полиграфистов. Да и то до тех пор, пока на их мощности не покушаются транснациональные структуры, которым не так важна и нужна региональная привязка к поставщику полиграфических услуг. Что же касается потребности в акцидентной продукции, то она, естественно, должна быть продиктована уровнем развития частного бизнеса. Поэтому рекламные рынки в регионах очень узкие, и не в состоянии загрузить даже те немногочисленные типографии, которые тут существуют. «За пределами собственно Петербурга есть немало очень успешных типографий – в Киришах, Пскове, в республике Коми, но в то же время вдали от крупных городов у нас пока еще вовсю используются устаревшие печатные технологии и оборудование, а расходные материалы готовятся самостоятельно на месте из подручных средств. И это, с одной стороны, удручает, а с другой свидетельствует о потенциальной емкости рынка» - говорит генеральный директор компании «ИПРИС» Алексей Кучинский. По словам директора СПб филиала компании «Реалайн» Светланы Лебедевой, регион еще продолжает потреблять фотополимеры, от которых уже отказались столицы. Московский рынок сегодня по-прежнему опережает региональные и продолжает расти, но доля его уменьшается, тогда как доля северо-западного рынка увеличивалась в последние годы примерно на 1% ежегодно и сегодня достигает 13,5%. И это средние по России показатели: такими же темпами прирастает полиграфия Сибири, еще лучше идут дела на Урале, медленнее развивается полиграфия в Поволжье и на Юге.
Кто развивается
Что развивается Подтверждением ее слов может служить стратегия, выбранная новгородской типографией «Новклем». Начав в 1991 году с шелкотрафаретного производства (собственно, и название типографии это отражает, вторая его часть происходит от известной всем трафаретчикам фирмы Klemm), типография быстро перестроилась на производство упаковки. Конечно, был конкретный катализатор – у крупного заказчика появился проект по производству пельменей, и под изготовление упаковки для него были приобретены и печатная машина, и вырубка. Но с тех пор типография осознанно выбрала производство упаковки приоритетным направлением развития. «Даже тот, один из первых, заказ мы выиграли в тендере – благодаря более сильному относительно конкурентов препрессу. Во-первых, мы могли делать дизайн упаковки. Во-вторых, у нас уже тогда был свой фотовывод», - рассказывает председатель совета директоров «Новклема» Александр Густов. По его словам, сейчас в структуре заказов типографии печать упаковки занимает 70%. Соответственно формируются и производственные мощности – сейчас в типографии 8 печатных секций формата А1, в ближайших планах приобретение высечки и другое обновление послепечатного парка. Время показало, что стратегия «Новклема» была оправданной. «В Новгороде есть крупные предприятия российского масштаба– Dirol, Cadbury, «Акрон» и т.д., но их рекламные бюджеты формируются в Москве и полиграфические заказы остаются в столице», - говорит Густов. Для региональных типографий, по его мнению, ключевой клиент – это небольшие предприятия, ежедневно выпускающие пищевую и производственно-техническую продукцию. Плюс нетребовательные к суперкачеству клиенты. Плюс клиенты, для которых цена – самый главный и единственный определяющий фактор. У «Новклема» есть заказчики из Тюмени, для которых – даже с учетом логистики – ценовое предложение новгородской типографии оказалось самым выгодным. Плюс клиенты, нечувствительные к большим срокам выполнения заказа. «Мы стараемся одну машину загружать только печатью на картоне, одну – только бумажными работами. Наши заказчики научились очень четкому планированию, и могут дать нам 7-10 дней на печать, подождать, когда мы доукомплектуем их заказ» - говорит Густов. По его мнению, для заказчика упаковки вообще не очень важна географическая удаленность подрядчика, поэтому региональным типографиям имеет смысл искать заказы и за пределами своего региона.
Что будет развиваться Все работающие с регионом поставщики сходятся во мнении, что Северо-Запад будет прирастать упаковкой. «Что касается офсетной печати – то я думаю, что развиваться она будет только в крупных региональных центрах и только усилиями таких менеджеров, как Екатерина Симонова» - убеждена Янина Овсянникова (о стратегии «Правды Севера» мы писали ранее). Надежды на развитие региона связывают и с перераспределением петербургских заказов. «Города Центрального района забирают существенную часть московских заказов, за счет этого развивается полиграфия Владимира, Иванова, Нижнего Новгорода. Возможно, то же самое будет происходить и вокруг Петербурга», - считает Сергей Григорьев. Рекомендуемые ссылки:
Ольга Менахина, Газета "Печатное Дело" Всего страниц:
1
|
Статьи полиграфии
|