Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | ПОЛИГРАФСТАТ | ГАЗЕТА | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Статьи по полиграфии / Печатный процесс /

Что считать браком в полиграфии?

02/05/2007 / Типография издательского дома «Справиздат»

Это один из основных вопросов в полиграфии. Предъявляемые претензии по качеству со стороны клиентов – вещь очень неприятная для типографий. Вдвойне они неприятны, когда работа сделана качественно, но клиент, как известно, «всегда прав».

Брак в полиграфии – дело, к сожалению, привычное. Без него не бывает ни одного тиража. Даже если вы его не видите сейчас и уверены, что всё нормально – он там есть. Его не может не быть. И дело не в типографиях Москвы, Петербурга или Владивостока. России, Италии или Финляндии. Не в типографиях больших или маленьких, дорогих или дешёвых. Просто ни одна типография не может гарантировать стопроцентного качества на ста процентах тиражей. А самая высокая цена на печать – отнюдь не гарантия высокого качества. Хотя, конечно, в этом случае шансов, что все будет хорошо – больше.

Какие претензии к типографиям возникают чаще всего? Разумеется, по качеству печати и срокам. Причем под качеством каждый заказчик понимает нечто своё, определяя брак по принципу «нравится – не нравится». Чёткие критерии он, как правило, не использует, а оценка качества основана на визуальном восприятии, субъективна и допускает самое широкое толкование. Не будем забывать, что офсетная печать – это технологический процесс со своими ограничениями, нормативными величинами и допустимыми отклонениями. Параметры качества печати регламентируются нормативными документами (например, ОСТ 29.66-90) и международным стандартом ISO 12647: 2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков», но если за рубежом есть зафиксированные в договоре нормы, которым должна соответствовать печатная продукция (например, показатель отклонения от цвета dE), то в российских типографиях обходятся не только без спектрофотометрии, но и без денситометрии и контрольных шкал.

На сегодняшний день, несмотря на совершенствование полиграфии, конкуренцию среди типографий, нормой качественной печати у нас в стране считается 3-5 % брака. Печать - сложный процесс, в котором важную роль играют бумага, краска, оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже время суток), а также, так называемый, человеческий фактор: «не выспавшийся» печатник, «слепой» резчик, «вредный» технолог… Это Россия, где рынок полиграфических услуг еще только формируется.

Естественно, у каждого заказчика и у каждого заказа есть свои требования к качеству. Для листовок, раскладываемых бесплатно по почтовым ящикам, они одни, для каталогов элитных ювелирных изделий – другие. Для большинства печатной продукции небольшие недостатки не являются принципиальными, жизненно-важными, и требования к качеству нужно определять исходя из вида продукции и её предназначения, не нужно требовать невозможного. Хотя и спуска давать тоже не стоит, качество продукции должно быть на определенном уровне.

Ниже перечислены некоторые приблизительные требования и нормы к печати, принятые на сегодняшний день в качественно выпускающих продукцию типографиях:

  • Точность совмещения красок при печати должна быть не хуже 0.1 мм.
  • Деформация направленного характера не должна превышать 0.2 мм.
  • На страницах издания не должно быть марашек и других сторонних элементов, муара, следов загрязненности диапозитивов, затеков увлажнения и клея.
  • Не должны допускаться перетискивание изображения, слипание отдельных страниц издания, а также непропечатки.
  • Брошюры должны содержать полное число тетрадей и дополнительных элементов с правильным их расположением. Последовательность страниц в блоке должна соответствовать утвержденному макету. Сдвиг отдельных тетрадей относительно друг друга в продольном и поперечном направлениях не должен превышать 1 мм.
  • Совмещение плашек на соседних полосах в многостраничной продукции - не более 2 мм.
  • Недопустим отрыв основного блока журнала при поднимании за оба листа обложки или центрального разворота. Гарантийный срок на устойчивость термоклеевого переплета – 60 дней при условии отсутствия обратного сгибания корешка.
  • Отсутствует механическое повреждение бумаги, следы от брошировки и других элементов отделочного оборудования на обложке или внутренних тетрадях, следы тесем.
  • В случае ламинации ровность прилегания ламината составляет не менее 97 %.
  • Точность резки, вырубки, фальцовки – не должна превышать 1 мм. Скос многостраничного издания после обрезки не должен превышать 1 мм.
  • Плотность прилегания страниц в многостраничных изданиях с брошюровкой на скрепку - 3 мм для бумаг плотностью до 130 г/м2, 6 мм – для бумаг плотностью свыше 150 г/м2.

Как компенсируются бракованные экземпляры? В ГОСТе 18242-72 чётко определено, для какой продукции какой процент недостачи считается допустимым. И, соответственно, либо типография допечатывает тираж, либо заказчику возвращаются деньги пропорционально размеру недостачи. В случае, если заказчику критично определённое количество экземпляров, то ему нужно заказывать и заранее оплачивать больший тираж, включающий в зависимости от сложности его исполнения допустимые нормы на брак.

Что касается сроков… Не стоит ждать от типографий астрономических компенсаций и готовности идти на жёсткие временные условия - даже на самом совершенном производстве случаются непредвиденные ситуации. Лучший способ не пострадать от срыва сроков - делать заказ заранее. Но если уж срок сжат, а ущерб при срыве значителен, нужно выбирать типографию, в которой установлено дублирующее оборудование, и заблаговременно поставив типографию в известность, получить от неё недвусмысленные письменные заверения.

Борьба за качество – ежедневный кропотливый труд. Сотрудничество между типографией и заказчиком не всегда безоблачно. Возможно, просто стоит попробовать наладить более плодотворные отношения - ведь отношения "типография - заказчик" всегда двусторонние. А для того чтобы результат сотрудничества был положительным, нужны не только опыт и профессионализм, но и взаимоуважение, способность пойти на компромисс. И тогда обе стороны будут довольны результатом и проработают вместе долгое время.



Всего страниц: 1

Версия для печати

Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
16.04.2008
Единство противоположного
Елена Синицына, ИД "Коммерсантъ"

09.04.2008
Дефицит для ЦБК
Андрей Виньков, журнал "Эксперт"

01.04.2008
Поговорим об арт-терапии
Издательский дом "Агни"

26.03.2008
Условия для хорошей драки
Ольга Шадрина, журнал "Эксперт Сибирь"

18.03.2008
Интервью директора препресс-бюро
Выражайтесь печатно / PrintWeek

14.03.2008
Восточные гости решили прописаться
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

05.03.2008
Дорогой наш персонал
Дарья Денисова, журнал "Эксперт"

28.02.2008
Новый психологический контракт
Анастасия Алексеева, журнал "Эксперт"

20.02.2008
Медиасайентист 
Константин Бочарский, журнал "Секрет фирмы"

12.02.2008
Русский нестандарт
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

30.01.2008
Пазл из подгузников
Анастасия Матвеева, журнал "Эксперт"

24.01.2008
Наполовину зрячие
Антон Шириков, журнал "Эксперт"

16.01.2008
Вечнозеленый Дюпон
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

26.12.2007
Где поставить печать
Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

19.12.2007
Тест на профессионализм. АКАР и ВЦИОМ нашли лучшего работодателя среди рекламных агентств
Sostav.ru


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru