![]() |
|
|
|
|||||||||||||||
Типография и заказчик: выясняем отношения
Почему получилось так плохо Большинство вопросов возникает по цвету: "а почему получилось так плохо, у меня на экране/принтере/фотографии все выглядело гораздо лучше?" Частично решить проблему цвета можно за счет предварительной цветопробы, но только частично. Дело в том, что классическая аналоговая цветопроба может имитировать лишь несколько усредненных вариантов печати. И если реальная печать отличается от имитации печати на белой глянцевой бумаге средней плотности - примем такую упрощенную формулировку для аналоговой цветопробы - то и цвета будут отличаться. И чем дальше от усредненных параметров, тем больше. Кстати, по этой причине при наличии цветопробы менеджеры по приему заказов нередко задают вопрос: печатать будем по шкалам (то есть по стандарту) или по цветопробе? Но и здесь возможности печатного оборудования и мастерства печатников имеют предел - полное совпадения цвета оттиска с аналоговой цветопробой принципиально невозможно. [ НАПРИМЕР ] Типовой список требований типографии к макету при сдаче заказа Публикации принимаются в программах для платформ PC или Mac: Quark Xpress, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Носители: дискеты 3,5 дюйма, CD, Zip. Публикации, созданные в других программах, принимаются в виде PostScript-файлов, созданных под Linotronic 560 либо PDF-файлов, при этом они должны содержать все используемые шрифты. Объекты, применяемые в макете, должны иметь CMYK-модель, изображения — разрешение не менее 300dpi. Все шрифты должны быть переведены в кривые. Установки цветоделения: Ink colors - Eurostandard (Coated); Dot gain - 18% при печати на мелованных бумагах; Separation type - GCR; Black ink limit - 88%; Total ink limit - 320%. Все цвета, созданные в программах Adobe Illustrator, QuarkXPress, должны иметь составной (триадный) характер, кроме цветов, которые печатаются отдельным прогоном, у каждого из которых есть четкое название в соответствии с Pantone Formula Guide. При наличии двух и более Pantone-цветов углы поворота растра на них отличны друг от друга. Для иллюстраций, выходящих за края публикации, необходимы припуски на обрезку (2 мм). При создании цветов во всех программах необходимо учитывать, что допуски при производстве диапозитивов составляют около 1,5-2%, а печатных форм - около 2-3%, то есть 4-5% плашки может быть потеряно. То же самое может произойти с линиями, толщина которых менее 0,2 пункта. При сдаче в производство необходимо иметь распечатанный и склеенный макет публикации. В производство принимаются цветоделенные диапозитивы, формат А3+ (максимальный размер 330х490 мм). Позитивные диапозитивы для офсета с эмульсией с нечитаемой стороны и углами поворота растра (соответственно для CMYK) - 105, 75, 90, 45. Плотность на 100% плашке - 4,0. Для трафарета эмульсия с читаемой стороны, углы поворота растра (соответственно для CMYК) - 90, 75, 105, 45. Линиатура растра для печати 4+4 на мелованных бумагах - 175 lpi, для печати 4+4 на офсетной бумаге - 150-175 lpi, для печати 4+4 на невпитывающих материалах - от 133 до 150 lpi. Все диапозитивы должны иметь читаемое название цвета для печати (cyan, magenta, yellow, black или Pantone N и т. п.), номер полосы, наличие контрольных цветовых шкал, меток приводки (фальцовки, перфорации) и обреза (толщина меток 0,2 пункта, длина не менее 3 мм) и припусков на обрезку (5 мм), треппинг (0,2 пункта). При наличии Pantone-цветов в остальных CMYK-элементах должны быть сохранены выворотки. Приведенный в качестве примера фрагмент взят с сайта конкретной типографии. Если вам понятны все термины, можете смело приступать к допечатной подготовке своего заказа: дизайну и верстке. Отметим, что приведенный список требований у другой типографии может быть совсем иным. Так что ориентироваться на данный не стоит, лучше получить аналогичные требования у той типографии, где собираетесь печатать заказ. Как правило, типография их легко предоставляет. [ ДОПОЛНЕНИЕ ] В полиграфии уже давно изобретен способ, как избежать или существенно снизить накал конфликта из-за качества полиграфического воспроизведения. Закзачику достаточно прибыть на печать своего заказа и собственноручно подписывать листы (или тетради) в печать.
Правда, у этой методики есть один подводный камень: например, получаемый оттиск
заказчику не нравится и он будет требовать его улучшения. А это скорее всего
может и не получиться. И конфликт разгорается с новой силой: " ...этот
печатник ничего не умеет". А если предусмотрена дальнейшая обработка, например, лакирование или ламинация, так и вовсе произойдет изменение цвета, которое никак не учтено в цветопробе. В этом случае не помогает даже присутствие заказчика на печати (кстати, это один из способов снять недоверие во взаимоотношениях). Претензии по цвету - не единственный повод для недовольства. И чем сложнее заказ, тем больше параметров, которые могут не соответствовать ожидаемым. В этом случае наиболее правильным решением будет приезд заказчика в типографию. Это позволит выяснить все особенности производства не только с менеджером, принимающим у вас заказ, но и с технологом производства. Подобные разговоры "на троих" гораздо более эффективны, чем заочное общение по телефону. Менеджер хоть и владеет необходимыми знаниями о производстве, но не может постоянно держать в голове десятки и сотни нюансов относительно всей технологической цепочки. Еще один совет Обязательно передайте в производство два макета будущего изделия: дизайн-макет и технологический макет. Дизайн-макет - это черно-белые (а лучше цветные) распечатки вашего будущего изделия, скрепленные в правильной последовательности. Он служит контрольным образцом при изготовлении печатной продукции и разрабатывается дизайнером или верстальщиком после утверждения окончательного варианта. Перед передачей в производство не забудьте его еще раз проверить: если в нем есть ошибка, то велика вероятность, что она повторится при печати тиража, и тогда претензии будут только к самому себе. Технологический макет - это макет издания без содержательной части (обычно просто белые листы), выполненный из тиражного материала и сделанный по технологии, максимально близкой к реальной. Он служит неким идеальным технологическим образцом того, что может получиться в результате. Этот макет имеет смысл заказать в самой типографии. Имея на руках эти два макета и обсудив их с менеджером и технологом, можно избежать многих проблем, связанных с различными подходами к такому понятию, как качество печатной продукции". РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР. Вопрос заказчика с комментариями исполнителей
Элина Моисеева, менеджер по развитию бизнеса "Периодически заказываем бланки, папки, визитки и т. п. в одной и той же типографии больше двух лет - и каждый раз получаем новый фирменный цвет. Раза два переделывали бесплатно, но срочные заказы пришлось так и оставить - теперь у нас много оттенков фирменного цвета.Типография оправдывается тем, что меняли оборудование... неужели настолько часто?"
Ольга Геннадьевна Конева, главный технолог Скорее всего оборудование тут ни при чем. Достижение нужного оттенка - вопрос умения или неумения правильно выбрать краску. Это филигранная работа, цвета подбираются по каталогу Pantone (существует 14 базовых цветов, все остальные - составные). То есть если вы не попали со своим фирменным цветом в эти базовые, могут возникнуть проблемы при печати дополнительных тиражей. Для каждого составного цвета указан рецепт. Каждую составляющую необходимо отмерить на электронных весах, немного не угадал - и оттенок уже совершенно другой. Какие пути решения проблемы? Типографии лучше иметь собственную колористическую лабораторию, где краски будут смешиваться точно. Единственное, что может заказчик - приходить каждый раз с образцом фирменного цвета (с отпечатанным буклетом, например), и с самого начала предупреждать, что краска должна быть именно такой. Без образца практически никому, даже самым виртуозным мастерам, не удается подобрать цвет точно. Особенно если времени уже прошло больше месяца. Почему еще может возникнуть такая накладка с цветом? Есть, конечно, вероятность, что на типографской машине остались следы другой краски или плохо смытые чистящие растворы дали такой эффект, но это уже говорит о полном отсутствии профессионализма типографии.
Олег Лобанов, директор На разных типах бумаги один и тот же цвет (с одним и тем же процентным содержанием CMYK-красок или Pantone-красок) выглядит совершенно по-разному. Отличия можно увидеть в пантонных веерах (по каталогам красок Pantone - прим. ред.). Скорее всего, для бланков используется офсетная бумага (веер Uncoated, пантоны с индексом U), для визиток, например, мелованная матовая бумага (веер Matt, пантоны с индексом M), а для папок какая нибудь коллекционная бумага - это вообще отдельный случай. Добиться абсолютой идентичности невозможно, так как свойства бумаг сильно отличаются. Если же отличия видны на одинаковой бумаге, то здесь вина типографии. Ни оборудование, ни расходники здесь ни при чем. Различия должны быть практически неразличимы глазом. В противном случае - что-то не отлажено в процессе производства, может быть низкая квалиффикация печатника и пр. Причин может быть множество. Еще бывают ситуации, когда заказчик показывает образец, отпечатанный пару лет назад, и говорит, вот он, фирменный цвет, а у вас не то. Но краска-то со временем выгорает и тускнеет, цвет меняется - порой весьма заметно. Так что ориентироваться все равно надо на веера.
Роман Борисов, Теоретически никакая смена типографского оборудования одного класса не приводит к изменению цвета. Если фирменный цвет печатается из каталога Pantone, то он может немного менять оттенок при смене типа бумаги. Если печатается триадными красками (cyan, magenta, yellow, black) на одной и той же бумаге - это проблема с контролем качества (то есть, в типографии нет приборного контроля цвета). Но если типография говорит правду, то частая смена оборудования возможна в случае использования промышленных цветных принтеров. Соответсвенно, появляются постоянные отклонения по цвету - этот класс устройств пока не может гарантировать одинаковый цвет на разных моделях. Но тогда это не типография, а печатный салон. Подводим итоги Ни типографии, ни заказчики не склонны принимать всю вину за брак на себя. Но если вам не безразлично качество печати, стоит прислушаться к некоторым рекомендациям специалистов: на что нужно обращать внимание в первую очередь, какую работу поручить профессионалам и что необходимо знать. На иллюстрациях приведено несколько примеров, которые наглядно демонстрируют ошибки, допущенные при печати в типографии. Иногда заказчики предпочитают работать не с типографиями напрямую, а поручают ведение заказа рекламным агентствам. Кто-то считает такой подход неправильным и полагает, что можно обойтись без посредников и подготовить заказ для типографии самостоятельно. "ѕза печать и так много платить надо, а тут еще и посреднику приплачивать. Я и сам не дурак, справлюсь". Многие справляются, и все же в ряде случаев целесообразно воспользоваться услугами профессионалов из рекламных агентств. Об этом мы и поговорим в заключение нашей темы. ПРИМЕРЫ. Некачественная печать в типографии
Избыточная подача краски особенно заметна при печати телесных оттенков:
а)
б)
Недостаточная подача одной из красок на оттиске приведет к искажению цвета
изображения: а)
б)
Появление на оттиске таких серых следов вызвано избыточным количеством увлажняющего расвора, то есть при печати не был отрегулирован увлажняющий аппарат печатной машины
Недостаточное даление в полосе контакта между бумагой и офсетным полотном в печатной секции машины приводит к непропечатке изображения
КЛИЕНТ ПЛАТИТ ЗА СЕРВИС
Александр Яшин, Существует мнение: работая с рекламным агентством, клиент переплачивает за работу, которую можно было просто отдать в типографию. Это мнение справедливо лишь отчасти. Дело в том, что при работе с типографией у клиента возникает целый ряд вопросов, и если их своевременно не решить, они перерастут в проблемы - с допечатной подготовкой, с качеством печати, сроками выполнения заказа и пр. Так вот, решением этих проблем и занимается рекламное агентство: доработка макета, допечатные работы, контроль качества и сроков исполнения заказа, его доставка - это лишь часть услуг, которые предоставляет агентство. Для выполнения конкретного заказа агентство подбирает соответствующее производство, то есть типография, способная выполнить данную работу наиболее рентабельно и качественно. Например, для малых тиражей выгоднее использовать цифровую печать, следовательно, целесообразно обратиться в печатные салоны. Клиент же органичен в действиях, ему приходится самостоятельно искать подрядчика, который при этом должен устраивать клиента по качеству печати и ценам. Сроки изготовления тиража - второе немаловажное условие, поскольку и в печатном деле есть определенные сезонные работы. Не факт, что выбранная типография сможет выполнить заказ к требуемому сроку, подвинув остальные заказы. И даже если клиент нашел типографию, удовлетворяющую всем поставленным условиям, нет стопроцентной гарантии, что он будет доволен результатом работы. Ведь типография занимается в первую очередь печатью, а в агентстве есть специалисты, которые полностью ведут заказ: проверяют макет или разрабатывают его с нуля, выполняют профессиональную допечатную подготовку, выбирают оптимальный способ печати и отделки для конкретной продукции. Кроме того, есть дизайнеры: они проконсультируют по поводу макета, объяснят как поведет себя выбранная бумага при печати, что следует изменить в дизайне продукции с учетом технологии печати и пр. И если заказ выполнен некачественно, то это уже головная боль агентства, а не клиента. В этом случае агентство выявляет, что явилось причиной брака и утрясает все проблемы с типографией. Клиент платит и за сервис, и за гарантию качества, поэтому он может заниматься своими делами и не ломать себе голову, где выгоднее напечатать. В этом и заключается удобство работы с рекламным агентством. За счет чего существует агентство? Что касается вопроса цен: у каждого рекламного агентства своя ценовая политика. Стоимость конечной продукции при размещении заказа через рекламное агентство выше, чем при работе с типографией напрямую. Но при этом следует учесть, что постоянным клиентам предоставляются скидки, поэтому на каком-то этапе разница в стоимости становится незначительной. Тогда возникает вопрос: за счет чего живет агентство? А дело вот в чем: при постоянном сотрудничестве с типографией агентству предоставляются скидки, поскольку оно обеспечивает постоянный поток заказов, что, в свою очередь, выгодно для производства - оно не простаивает. Кроме того, типографии не нужно беспокоиться о качестве предоставляемых материалов, править макеты, а также держать специальный отдел продаж и дизайнеров, поскольку все эти функции выполняет агентство. По этим причинам многие типографии готовы предложить выгодные условия - это не те цены, которые выставляются конечным клиентам, а более низкие. На этой разнице и «живут» агентства. Отмечу, что здесь речь идет не об одной-единственной типографии. Ведь среди клиентов агентства могут быть и те, кому нужно отпечатать листовки тысячными тиражами, и те, кому нужно несколько приглашений на дизайнерской бумаге. Понятно, что это совершенно разные категории заказов. Кроме того, если в одной типографии возникли непредвиденные обстоятельства, серьезная поломка оборудования, например, агентство всегда может перенести заказ в другую типографию, и это не скажется на сроках сдачи заказа клиенту. Поэтому, как правило, любое агентство сотрудничает с несколькими типографиями. По каким критериям они отбираются - это вопрос для каждого агентства в отдельности. Отношения с клиентом - тема отдельная. Немало трудностей возникает по дизайну: ведь зачастую клиент считает, что его макет самый лучший, и переубедить его что-то поменять почти невозможно. Но работа агентства в том и заключается, чтобы предложить несколько вариантов, из которых клиент сможет выбрать. С некоторыми приходится работать очень долго, предлагая не пять и не десять вариантов, а больше. Что касается экспериментов - все зависит от пожеланий заказчика. Мы всегда идем навстречу клиентам: многолетний опыт работы дает нам возможность выполнить заказ любой сложности. Вопрос только в том, готов ли клиент к финансовым затратам. Цена хороших отношений К вопросу ценообразования: не секрет, что проводятся так называемые тендеры, когда различные фирмы предлагают отпечатать заказ быстро и буквально за копейки. Причем предлагаемые цены иногда даже ниже себестоимости. Для заказчика печатной продукции это заманчивое предложение, но тут следует быть осторожным. Зачастую это делается для привлечения новых клиентов, и вполне вероятно, что в последствии изменятся и цены, и само отношение к заказчику. Кстати, по поводу отношений. Для рекламного агентства очень важно удержать клиента. Поэтому подход к клиенту у агентства более гибкий, чем у типографии. Бывают случаи, когда приходится жертвовать деньгами и перепечатывать заказ за свой счет, если клиент недоволен результатом. Для сложных заказов может потребоваться присутствие заказчика на некоторых этапах, например, при выборе варианта дизайна или подписании цветопробы. На случай возникновения проблем составляются бланки заказов, заключается бриф - соглашение, в котором подробно описываются все работы и то, что клиент хочет видеть в результате. Если что-то получается не так, агентство всегда может отследить, на каком этапе была допущена ошибка: случилось ли это по вине типографии или агентство что-то упустило из виду. Поскольку с типографиями уже налажены партнерские отношения, всегда можно найти компромиссное решение. Ведь когда агентство потеряет клиента, это будет невыгодно и для типографии, поэтому, как правило, решение принимается в пользу клиента. Разумеется, все вышесказанное относительно работы рекламного агентства справедливо для добросовестно работающих фирм, которые дорожат своими клиентами и собственной репутацией. Но ведь бывает и по-другому: тираж отпечатан плохо, агентство умыло руки и оставило клиента и типографию разбираться один на один. Как не попасть в такую ситуацию? Держаться подальше от подобных фирм. В этом помогут несколько правил. Обязательно попросите рекламное агентство предоставить рекомендации других клиентов, посмотрите аналогичные работы: например, если вы занимаетесь ювелирным делом и собираетесь заказать каталог, взгляните на предыдущие заказы, выполненные для этой отрасли. Что еще можно посоветовать? Прислушивайтесь к своей интуиции. По материалам журнала "ФОРМАТ" |
|
|
|