Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | ПОЛИГРАФСТАТ | ГАЗЕТА | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Статьи по полиграфии / Обзоры /

Где поставить печать

26/12/2007 / Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

Федеральная программа по углубленной переработке древесины может уничтожить отечественную полиграфическую отрасль. И тем самым — рынок сбыта для новых мощностей по производству мелованной бумаги.

«Эксперт» уже не раз писал о важности таможенного регулирования для развития производства внутри страны. В нашей стране нередки случаи, когда из-за некорректных тарифов перспективные, быстрорастущие бизнесы сдаются иностранцам. Особенно это актуально для потребительских рынков, где российские игроки традиционно слабее. Характерный пример — отечественная полиграфическая отрасль.

Рынок печатных изделий — один из самых динамичных в России, и сопряжен он прежде всего с рекламным бумом. Ежегодный прирост — 25%, объем в 2007 году — 6,4 млрд долларов. В последние годы отечественные типографии завезли новое оборудование («Проф-Медиа Принт», Первый полиграфический комбинат и проч.), некоторые построили мощности с нуля (наиболее крупные проекты — у издательства АСТ и комплекса «Пушкинская площадь»). Всего с 2000 года в отечественную полиграфию было инвестировано свыше 3 млрд долларов. Сегодня наши типографии делают по качеству вполне конкурентоспособный продукт. Так, если в конце 90−х годов почти все российские глянцевые и деловые издания печатались за рубежом (в основном в Финляндии), то сейчас уже 40% журналов производится в родных пределах.

Однако на этом позитив заканчивается. Российские печатники бьют тревогу: в ближайшее время они начнут терять потребителей из-за высоких пошлин на сырье — мелованную бумагу. Прежде всего это касается сегмента качественной полиграфии (журналов, каталогов, брошюр, буклетов), занимающего половину всего полиграфического рынка и интенсивно развивающегося. Мелованная бумага, необходимая для производства такой полиграфии, в России практически не производится. До сих пор самый продвинутый продукт отечественных целлюлозно-бумажных комбинатов — газетная бумага. Чтобы делать журналы и каталоги, отечественным типографиям приходится импортировать мелованную бумагу, уплачивая 15−процентную пошлину и 18−процентный НДС. Если до недавнего времени полиграфическая отрасль «переваривала» эти налоги и оставалась конкурентоспособной, то сейчас ситуация изменилась: за пределами России появилось большое число новых типографий, услуги которых значительно дешевле.

Господдержка для Playboy

Сегодня из-за высоких пошлин на сырье печать глянцевой периодики у нас примерно на 20–30% дороже, чем за рубежом. Неудивительно, что российские издатели, как и в 90−е годы, стали все чаще размещать свои заказы за границей — на Украине, в Польше, Прибалтике, Словении, Финляндии. Преимущества такого аутсорсинга очевидны. Во-первых, в странах, где чаще всего размещаются заказы, полиграфическую отрасль поддерживает государство. Во-вторых, и это самое важное, по существующему в России законодательству импортировать печатные изделия гораздо выгоднее, чем производить их внутри страны. Ввоз в страну, например, журналов (а они занимают половину всего импорта качественной полиграфии) — беспошлинный и с льготной ставкой НДС в 10%. Что же касается других видов полиграфии, например упаковки и этикеток, то пошлины на их импорт составляют 5–10%. Это куда меньше, чем на мелованную бумагу.

Массового переноса печати журналов за рубеж нет только потому, что для многих издателей оперативность выпуска пока важнее цены. Это характерно прежде всего для деловых и глянцевых еженедельников. «Печатая за рубежом, нужно быть готовым к тому, что ваш тираж может задержаться на день-два, — говорит Андрей Сулейков, первый заместитель генерального директора полиграфического комплекса “Пушкинская площадь”. — Это не столь важно, если вы издаете глянцевый ежемесячник вроде Cosmo. Но если у вас деловой еженедельник или телегид, то вам важно минимизировать время от передачи материалов в типографию до появления тиража в рознице. Поэтому надежнее работать с российскими типографиями». По его словам, возникает парадоксальная ситуация: государство, сняв пошлины на импорт журналов, поддерживает пухлый глянец, а содержательную отечественную периодику — нет.

В целом российские печатники говорят, что рынок пока держится на рекламе, но признаки стагнации уже есть. «Все чаще издатели выкручивают нам руки: или снижайте цены, или мы уйдем за рубеж, — делится проблемами Дмитрий Дементьев, исполнительный директор Первого полиграфического комплекса. — И нам ничего не остается как снижать, хотя это уменьшает рентабельность, которая в нашей отрасли и так невелика — 3–5 процентов».

С переносом печати за рубеж начинают сокращаться полиграфические мощности в России. «Несколько лет назад одно крупное московское издательство купило типографию. Вскоре производство было свернуто, а издательство открыло типографию в Китае. И этот процесс будет продолжаться, — считает г-н Сулейков, — Так, сегодня в приграничных с Россией странах создаются новые полиграфические предприятия, которые обслуживают российские заказы».

Цепная реакция

В этом году отечественные печатники обратились к правительству с предложением снизить пошлины на мелованную бумагу и установить тарифы на импорт готовых изделий. По их словам, рассмотрение документов приостановилось. И причина вот в чем.

В России сегодня разрабатывается федеральная целевая программа по созданию продуктов глубокой переработки леса, в том числе картона и мелованной бумаги. Говорят, эта идея возникла у нынешнего президента во время посещения Архангельского ЦБК. Ее резон в том, что у страны есть своя качественная целлюлоза, которую можно было бы использовать как сырье для изделий глубокой переработки. А сегодня отечественные целлюлозные комбинаты поставляют либо круглый лес, либо бумагу самого низкого качества — газетную. Большая часть добавленной стоимости продуктов целлюлозно-бумажной промышленности остается за рубежом. Чтобы изменить ситуацию, предполагается до 2015 года при помощи государственных и частных инвестиций построить в России мощности для производства мелованной бумаги и всю необходимую инфраструктуру (дороги, энергетические станции и т. д.). Проекты по производству мелованной бумаги уже есть у Архангельского ЦБК, группы «Инвестлегпром». «Наш продукт будет конкурентоспособным по качеству, потому что у нас очень хорошая целлюлоза, и по цене, поскольку нет транспортных издержек», — говорит Александр Токарь, директор по специальным проектам группы «Инвестлегпром».

Однако для развития мощностей по производству мелованной бумаги потребуется не менее пяти лет, учитывая сложность и капиталоемкость этих проектов (около миллиарда долларов стоит целлюлозный блок и бумагоделательная машина). Во время реализации программы по переработке древесины государство намерено оставить высокие пошлины на ввоз мелованной бумаги, а значит, полиграфическая отрасль в России может вообще свернуться. А если со временем исчезнет, собственно, сам рынок для мелованной бумаги, на кого же тогда будут работать новые мощности по переработке древесины?

Рассчитывать на зарубежные рынки сбыта — нереально. По данным Европейской конфедерации национальных бумажных ассоциаций, в мире наблюдается кризис перепроизводства мелованной бумаги. Ее сегодня производится почти 50 млн тонн, а потребляется всего 44,6. В силу этого многие мощности в Западной Европе и США либо резко сужают номенклатуру выпускаемой бумаги, либо вообще сворачивают производство. Развивается в этом направлении только Китай — прежде всего из-за собственного растущего потребления.

Выходит, что продавать свой продукт будущие российские производители мелованной бумаги смогут только на внутреннем рынке. Однако сегодняшнее потребление мелованных бумаг внутри страны составляет всего 0,4 млн тонн — производительность одной средней бумагоделательной машины! Есть риск, что российская мелованная бумага попросту не найдет спроса.

Возможно, более правильным было бы вначале создать в стране рынок мелованной бумаги — простимулировать полиграфическую отрасль. По расчетам печатников, будь в течение пяти-семи лет отменены пошлины на мелованную бумагу, в Россию вернулись бы издания, которые сегодня печатаются за границей. «В полиграфическую отрасль устремились бы инвестиции, и через несколько лет потребление мелованной бумаги в России удвоилось бы, а вероятно, и утроилось», — утверждает Андрей Сулейков. И к моменту их запуска можно было бы вновь ввести заградительные пошлины на импорт мелованной бумаги — чтобы защитить внутреннего производителя.

Безусловно, российская промышленность остро нуждается в федеральных целевых программах, и программа по развитию лесопереработки — важнейшая. Только так наши предприятия смогут освоить производство продуктов глубокой степени переработки, которых сегодня не выпускают или выпускают в незначительных количествах. Однако принимая подобные программы, государство должно рассматривать отрасль стратегически, вкупе со смежными отраслями и рынками. Иначе, развивая одно, государство создает препоны для развития другого.

Источник: журнал "Эксперт" #48(589) от 24.12.07



Всего страниц: 1

Версия для печати

Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
18.03.2008
Интервью директора препресс-бюро
Выражайтесь печатно / PrintWeek

14.03.2008
Восточные гости решили прописаться
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

05.03.2008
Дорогой наш персонал
Дарья Денисова, журнал "Эксперт"

28.02.2008
Новый психологический контракт
Анастасия Алексеева, журнал "Эксперт"

20.02.2008
Медиасайентист 
Константин Бочарский, журнал "Секрет фирмы"

12.02.2008
Русский нестандарт
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

30.01.2008
Пазл из подгузников
Анастасия Матвеева, журнал "Эксперт"

24.01.2008
Наполовину зрячие
Антон Шириков, журнал "Эксперт"

16.01.2008
Вечнозеленый Дюпон
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

26.12.2007
Где поставить печать
Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

19.12.2007
Тест на профессионализм. АКАР и ВЦИОМ нашли лучшего работодателя среди рекламных агентств
Sostav.ru

12.12.2007
Полжизни на работе
Юлия Говорун, еженедельник SmartMoney

05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»

28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт"

21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru